пятница, 31 марта 2017 г.
Наталья Топалова. Гребля в Украине. Мнение тренера.
Я - детский тренер, работающий 28 лет в глубинке, в маленьком городке с населением 25 тыс человек. Академическая гребля - мой вид спорта. Приехала по направлению после ДГИФК. Работаю в обычной ДЮСШ. Подготовила Чемпиона мира по студентам 2012, бронзового призера Всемирной Универсиады в одиночке 2013. Мои воспитанники на протяжении последних семи лет неоднократно становились чемпионами Украины от кадетов до взрослых и представляли Украину на чемпионатах мира и Европы. В этом году семь моих воспитанников в составе сборной команды Украины.
Кому, как не мне, знать изнутри проблемы нашего Украинского спорта!!!!! Моя сфера деятельности от школы до сборной команды Украины. Я твердо убеждена. что именно такие тренеры, как я и мои
коллеги, должны быть информационным ядром в разработке методов реформы.
А теперь по сути вопроса. Мое субъективное мнение)))
1. Молодые тренеры приходят на работу именно в ДЮСШ, то звено, которое лишено каких либо существенных материальных поощрений, но на котором базируется весь спорт вообще. Без стимула, в условиях отсутствия материальной базы ( в гребле без лодок, весел и обычной штанги, гребных тренажеров , лодочного мотора , катера, бензина невозможно добиться результатов. У меня лодки закупались в 1988 - 91 годах, срок эксплуатации - 5 лет) кто сможет подготовить спортсмена и как привлечь детей ?!!!
2. В СДЮШОР и ШВСМ работают тренеры со стажем и у молодых практически отсутствует возможность попасть к ним на работу. Каждый директор стремится к стабильности контингента. Это жизнь. Я знаю тренеров, которые имеют соответствующие результаты , но их упорно не берут в ШВСМ. Места заняты теми, кто наивно полагает, что молодые должны отдавать им спортсменов.
3. Я понимаю, что мой случай, в большей степени исключение, но во многих видах спорта достаточно тех, кто не взирая на трудности, остается фанатом своего дела и продолжает выживать, одному ему известными способами. У таких нет возможности попасть в ШВСМ, есть только одна привилегия - отдать своего спортсмена выше и ничего за это не получить. Сегодня разница в оплате труда тренера между первой и высшей категорией - 130 ГРН!!!! КТО ЗАХОЧЕТ СТРЕМИТЬСЯ К БОЛЬШЕМУ ПРИ ОТСУТСТВИИ УСЛОВИЙ?!!!!
4.Тренеры в СДЮШОР и ШВСМ имеют свою надбавку -15%. Это немного, но помимо этого есть огромная разница в финансировании учебно-спортивной работы и участии в соревнованиях. В ШВСМ спортсмены получают питание и форму. Есть возможность приобретать инвентарь.Участие в соревнованиях - неотъемлемая часть процесса, чего в ДЮСШ очень мало и очень скромно!!!!
5. Необходимо разработать систему, которая стимулировала бы тренеров активно искать и готовить для спорта высших достижений талантливых спортсменов. Невозможно потратить уйму времени и сил на то, чтобы найти, мотивировать, удержать, научить любить тяжело тренироваться и в результате ОТДАТЬ без каких либо моральных и материальных компенсаций человека, который стал практически родным!!!
6. Сегодня в условиях недостатков спортивного отбора, распределения инвентаря согласно показанным результатам и многих других негативных факторов, молодой тренер обречен трудиться без всякой перспективы!!!! Сегодня моя заработная плата состоит из ставки и надбавок за выслугу лет. Через три года после приезда в Ладыжин я получила маленькую квартиру благодаря тому, что директор Ладыжинской ТЭС сам занимался спортом и умел думать о других. Это один из факторов, благодаря которому я осталась здесь.Сегодня все намного сложней с жильем для молодых тренеров. Как может молодой человек работать, получая 3 тысячи грн, имеющий семью и не имеющий жилья? Ему нужно протянуть так 20 !!!! лет, чтобы получить соответствующую надбавку в 30 %. Вы бы, Роман, работали?
7. Нужно разработать систему поощрений для тренеров низшего базового звена, соответствующие доплаты, которые будут мотивировать их заниматься этим неблагодарным трудом и безболезненно передавать своих спортсменов выше. . Необходимо законодательно закрепить за ними право первого тренера со всеми вытекающими призовыми материальными и моральными поощрениями, у кого бы спортсмен не тренировался в данный час. Запретить спортсменам самим определять и менять в дальнейшей спортивной карьере фамилию первого тренера.
Сегодня это привычная практика, когда спортсмен решает, чью фамилию указывать в графе "первый тренер". И практически всегда это тот, кто к началу не имел никакого отношения!
Должна быть разработана четкая система надбавок за показанный результат и обязательность таких выплат тренерам. Я знаю, что сегодня такие надбавки разработаны нашим министерством , но мало кто их получает из-за того, что руководство может ссылаться на то, что в бюджете недостаточно денег. В результате тренер, который чего то хочет и обычный заробитчанин получают одинаковую зарплату. Именно по этой причине у тренера нет стимула поднимать свой интеллектуальный уровень, развиваться профессионально. А подобные мне вынуждены проходить весь цикл подготовки от новичка до сборника сами. За свою жизнь тренер сможет подготовить таким образом не более 4-5 поколений. И на протяжении всего этого времени ему не только не будут помогать, но откровенно мешать, посягая на его спортсменов.
8. Практически всегда все зависит от местных властей, от личностных качеств руководителей, в чьих руках судьба спорта в их регионе. Необходимо принять закон, который бы обязывал и делал невозможным недовложения в сферу физической культуры и спорта с четко определенным процентом. Сегодняшняя практика такова, что тренер на местах подобен попрошайке, которая с протянутой рукой обивает пороги спонсоров и властных кабинетов в поисках необходимых денег.
9. Сегодня зарплата учителя физической культуры значительно превышает тренерскую, в то время как детей не учат элементарным вещам. Сегодня функция учителя во время урока - безопасность жизни ученика и не более. Я привожу детей в греблю и здесь уже учу отжиматься, подтягиваться, бежать. А это функция школьной физкультуры. Немаловажный факт - занятия в школе обязательные, в спортивной школе - нет. Результативность тренера на этом этапе определяется количеством детей на тренировке, в то время, как учителя это не волнует вообще. Это типичная дискриминация. Молодой человек выберет школу из-за лучших условий. А спорт потеряет очередного тренера и недосчитается спортсменов в высшем звене.
10. Я считаю, что Министерство спорта должно поручить Национальным федерациям разработать более детальные критерии развития своего вида спорта с дальнейшим предоставлением их на рассмотрение в министерстве и внедрение их в практическую жизнь.
с разрешения автора, взято здесь
Комментариев нет:
Отправить комментарий